Интернет проект «Храмов Благовест Святой»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 Большеокуловская

                  средняя школа

 

Интернет проект «Храмов Благовест Святой»

 

  МБОУ «Большеокуловская СШ»

 

«История Церкви Воздвижения Креста Господня с. Большое Окулово»

Команда «Миряне»

4 класс

 

История Церкви Воздвижения Креста Господня

От возраждения Храма – к спасению души

Как белый корабль на приколе стоит на возвышенном месте, недалеко от оживленной автомагистрали в селе Большое Окулово белокаменный храм. Вокруг простираются заливные луга, очерченные по линии горизонта кромкой лесов, тишина, простор, неоглядные дали. Благолепный храм утопает в цветах.

                   А совсем недавно здесь было задичавшее, гиблое место и церковь стояла в руинах, более полувека не звучало в разоренном храме Слово Божие.

                   Мы ставим задачу проследить историю создания и развития храма и прихода, рассказать о прихожанах, о том, как живет церковная община в наши дни.

В начале XX века в Навашинском районе было 12 церквей

В начале XX века на территории Навашинского района было 12 неповторимых по своей архитектуре церквей: Дедовская Спасская, Чудская Успенская, Успенская церковь в селе Пустынь, Большеокуловская Крестовоздвиженская, Горицкая Никольская, Липенская Сергиевская, Монаковская Никольская, Натальинская Покровская, Новошинская Покровская, Поздняковская Покровская, Покровская в селе Покров и Спас-Седченская Преображенская. К сожалению, в 30-40-е годы XX века почти все церкви (кроме Дедовской) были сначала закрыты, а затем здания некоторых из них были либо полностью разрушены, либо уничтожены пожаром. В настоящее время церкви восстанавливаются. Одной из таких является Крестовоздвиженская церковь в селе Большое Окулово.

В окладных книгах 1676 года сказано:

В селе Окулове при реке Велетьма, которое находится в 8 верстах от уездного города и в 175 от губернского значится деревянная церковь в честь Воздвижения Честного Креста Господня. При церкви двор попа Стефана, дворы пономарей и просвирниц, в приходе 80 дворов крестьянских. В числе приходских деревень Липня и Саваслейка. Церковной земли по две четверти в поле, сенных покосов на пятьдесят копен.

                   В 1794 году Крестовоздвиженская церковь была разобрана и вместо неё построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, в приделах же -  во имя Св. Николая Чудотворца и св.  муч. Флора и Лавра. Эта деревянная церковь была разобрана в 1861 году и перевезена в Липню при открытии там отдельного прихода.

                    В 1832 году на средства местного вотчинника помещика графа С.С.  Уварова в Окулове был построен каменный храм с такой  же колокольней. Престолов в  храме было три: главный - в честь воздвижения Животворящего Креста, в приделах теплых – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, и св. муч. Флора и Лавра.

Мерзость запустения

Прошло почти сто лет существования храма. И наступили времена гонений на Христову церковь в нашей стране. В январе 1930 г. встал вопрос о закрытии Крестовоздвиженской церкви. С высокой звонницы были сброшены колокола, а колокольню взорвали. Церковная община активно вступала против закрытия церкви, но их никто не слушал. Потом последовали арест священника о. Дмитрия Орлова, старосты П.И.Тарасова, монахини М.П. Рогожиной, жившей при храме. Их отправили в тюрьму в г. Мурома. Священник был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен и приговорен к высшей мере наказания, приговор был приведен в исполнение в ночь на Крещение Господне в 1930г. По свидетельству сельчан он принял мученическую смерть: был зарыт большевиками в землю живым. Староста умер в тюрьме, судьба монахини осталась неизвестной.

         Храм претерпел все страдания безбожного времени. Погасли свечи и лампады, Божий храм осквернили, разграбили, а позже приспособили под склад, военную столовую, позднее под клуб, а потом был вовсе заброшен. Прервалась в Доме Божьем богослужебная жизнь. И довольно долго здесь царила мерзость запустения, здание ветшало, разрушалось.

Время собирать камни

Через 60 лет после закрытия храма встал вопрос о его восстановлении. Инициатива воссоздания, открытия Храма в с.Б.Окулово пошла снизу, от глубоко и истинно верующих людей. В Храме целы были одни стены и кое-где крыша, на которой вовсю росли деревца. Деревянные полы и перекрытия растасканы или сгнили, отсутствовали окна и двери. Не было и колоколов. Работы начали с разборки завалов в подвальном помещении. Сельчане и добровольцы из г.Навашино трудились сами и приводили в Храм своих родственников, делали все своими руками, дежурили и работали по расписанию.

И восстал Храм как феникс из пепла

Лишь в 1990 г  в короткий срок: 9 месяцев напряженной работы двери воссоздаваемой из руин церкви были распахнуты для первой службы. За два с половиной года был полностью укреплен разрушающийся фундамент, возведена крыша, отделаны заново два алтаря: в честь иконы Божией Матери Казанская и св. муч. Флора и Лавра.

Огласил округу звон семи колоколов

Весной 1998 года  состоялась торжественная закладка колокольни из красного кирпича в целях завершения архитектурного ансамбля. Звонницу колокольни увенчал 9-метровый шпиль с православным крестом. Освещение колокольни состоялось в светлый праздник Рождества Христова, в 2000–летие прихода на землю Христа.

 

Колокол «Благовест»

В конце сентября 2014 года в день Воздвижения Креста Господня прихожане  Крестовоздвиженского храма села Большое Окулово стали свидетелями и участниками не менее знаменательного для его истории и жизни прихода события: на звонницу был поднят и установлен 15-пудовый колокол «Благовест», голос которого сегодня возвещает о предстоящем начале богослужений в великие православные праздники. На «Благовесте» начертана памятная надпись: «Сей колокол отлит в 2014 году от Р.Х. для Крестовоздвиженского Храма усердием Александра и Лидии Тюриных». На колоколе размещены следующие иконы: Св. Александр Невский, Св. Георгий Победоносец, Св. княгиня Ольга, Св.Павел

Жизнь прихода сегодня

Сегодняшняя жизнь прихода – живая, энергичная, деятельная. В приходе ведется большая социально-просветительская деятельность. Священнослужители и многие прихожане поддерживают традиции общения с больными людьми, утешая их в скорбях участием и молитвами.В Центральной районной больнице с открытием молельной комнаты регулярно проходят молебны о здравии всех страждущих.Крестовоздвиженский приход неустанно курирует престарелых людей. По просьбам подопечных Дома милосердия г. Навашино священники Храма приходят к ним для исполнения треб, исповеди, причастия святых Христовых тайн. Стало доброй традицией и освящение судов, сходящих со стапелей “Окской судоверфи, и освящение новых объектов торговли.Одной из форм служения ближнему является духовное просвещение. По благословению церкви, при взаимодействии с Центральной районной библиотекой создан Духовно-просветительский центр Серафима Саровского.Постепенно Храм стал привлекательным как для взрослых, так и детей. В приходе с 2002 года действует Воскресная школа, где детей учат православной вере и Закону Божию.  В 2003 году при этой школе был организован детский хор. Сегодня воскресную школу при Храме посещают уже 90 ребят от 6 до 15 лет. В школе для ребят организовано питание, творческие мастерские и объединения. В Большеокуловский Храм идут экскурсии из школ, детских садов. Воспитанников детского сада с.Б.-Окулово постоянно приводят на причастие. Стал традицией молебен перед началом учебного года. Крестовоздвиженский приход курирует преподавание нового предмета «Основы православной культуры» в школах Навашинского района. В тесном содружестве с управлением образования традиционно проводятся Рождественские чтения, Неделя православия, День православной книги, а также епархиальные конкурсы. Священники прихода принимают участие в районном родительском собрании, где звучит евангельское слово к отцам и матерям детей. Приход старается не на словах, а на деле нести свет любви к Богу и ближним и своим примером учит этому прихожан.

               

 

Связь времен

Можно осквернить и разрушить Храм, убить священнослужителя, но настоящую веру в душах людских убить невозможно. И вот местные жители, простые люди, в чьих душах не смогли погасить искры христианской веры, своими руками восстановили, вновь отстроили Храм. И стал он символом связи времен, их связующей нитью. Вера предков не была утрачена, далеко не во всех душах были вытравлены христианские идеалы добра, любви, милосердия, надежды

 

Дата последнего обновления страницы 16.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения